Переход ученика из начальной школы в среднюю
совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни
ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный
руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных
кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и
быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной
жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются –
тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот,
развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается
работоспособность, они становятся забывчивыми,
неорганизованными, иногда у детей ухудшается сон и аппетит.
Причины плохой адаптации в пятом классе:
1. Разные требования со стороны
учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.
2. Большой поток информации, незнакомые термины,
слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а
также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3. Чувство одиночества из-за
отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удалось уделить всем необходимое внимание.
Все переживания этого возраста естественны и
помогают взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее
и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
«Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к
школе»
·
изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение
физической и умственной нагрузки;
·
быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения
в организме;
·
изменение в питании ребенка, связанных с его большей
самостоятельностью.
Рекомендации
для родителей.
·
необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий
для деятельной активности детей между выполнением домашних заданий;
·
наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий,
соблюдение светового режима;
·
предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка
мелких мышц кистей рук;
·
обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и
овощей. Организация правильного питания ребенка;
·
забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие
двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение
спортивного инвентаря: скакалки, гантели и так далее. Активное участие членов
семьи в развитии двигательной активности ребенка.
·
Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных
условий сохранения здоровья.
«Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению
и условия их успешного преодоления».
1. Повышение уровня тревожности
семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.
2. Повышение уровня тревожности
самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех
требований, которые предъявляет ребенку,
семья, его ближайшее окружение.
3. Зависимость степени
адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в
начальной школе.
4. Степень учебной и социальной
мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты.
5. Состояние его
физического здоровья, связанные с
возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном
коллективе.
6. Влияние самооценки ребенка
на адаптацию к школе (чем ниже самооценки, тем больше трудностей у ребенка в
школе).
|